Электронная платформа по истории Туркестанской Автономии

ШЕРАЛИ (СЕРАЛИ) ЛАПИН

Шерали (Серали) Мунайтбасович Лапин (1868-1919) — общественный и политический деятель Туркестана. Он был одним из лидеров организации «Шураи улама».

Шерали Лапин родился в марте 1868 года в Перовском уезде Сырдарьинской области (ранее Акмечеть, ныне близ Кызылорды). Его отца звали Мунайтбас Лапин, мать – Бошай. Окончил Перовское городское учебное заведение, Туркестанскую учительскую семинарию в Ташкенте (1889) и юридический факультет Петербургского университета в 1904 году. Он свободно говорил на турецком и русском языках.

С 1 февраля 1892 года он начал работать переводчиком в Самаркандском областном суде. С 1893 года работал переводчиком в военной губернии Самаркандской области. Работал переводчиком во время поездок барона А. Б. Вревского, генерал-губернатора Туркестанской области и командующего Туркестанским округом, в Бухару и Карки. В июне-июле 1897 года он был направлен военным губернатором Самаркандской губернии в Искандарскую волость Самаркандской губернии для изучения ягнобского языка. Позже он находился в командировке в Ферганской, Сырдарьинской и Закаспийской областях.

В 1895 году в Самарканде были изданы две его работы: «Русско-узбекский словарь» (с 4000 слов и краткой грамматикой узбекского языка) и «Перевод надписей на исторических памятниках города Самарканда» (на русский язык).  Лапин первым перевел на русский язык надписи на мавзолеях Гори Амира, Шахизинды, мечети и медресе Бибиханим, медресе Кокальдош, храме Шайбани и других памятниках архитектуры Самарканда.

Публиковал научные статьи по истории, религии и культуре тюркских народов в среднерусской печати. Он потребовал открыть в Туркестане современные школы[1].

Выйдя в отставку в 1904 году, работал юристом и занимался политической деятельностью. В 1908-1910 годах он открыл в Петербурге собственную частную адвокатскую контору. Работал в организационном бюро Z-мусульманской фракции Госдумы России. Он вернулся в Туркестан в 1910 году.

В июле 1914 г активно участвовал в работе IV съезда всероссийских мусульман в Петербурге. После Февральской революции его политическая активность возросла. В марте 1917 года он стал председателем Совета народных представителей в городе Окмачит. В июле 1917 года, когда общество «Шураи Исламия» раскололось на две части, он возглавил Ташкентское отделение организации «Шураи улама» (1917-1918). Был участником III Всероссийского съезда рабочих, солдатских и христианских депутатов Туркестана в Ташкенте (15-22 ноября 1917 г.) и Четвертого чрезвычайного Всетуркестанского съезда мусульман в Коке (26-28 ноября 1917 г.). На съезде он был включен в состав Национального собрания Туркестана и хотя был выдвинут на пост председателя парламента, но отказался от него.

В ноябре 1917 года Шерали Лапин обратился к русским большевикам, насильственно захватившим власть в Ташкенте. С января 1918 года начал сотрудничать с советской властью и большевиками. После того как Туркестанская автономия была утоплена в крови, он прекратил это сотрудничество. С. Лапин получил турецкое подданство с помощью немецкого генерального консула, вернулся в Петроград и 20 сентября 1918 г. прибыл в Берлин через Псков. Он тяжело заболел в Германии и 17 декабря 1918 года был госпитализирован в больницу института Эделя.

Ш. Лапин вернулся в Самарканд в 1919 году и вскоре умер по неизвестным причинам. Похоронен на кладбище Шахизинда в Самарканде.

Ш. Дочь Лапина Рабига (1893-1954) родилась в Ташкенте. Она была женой известного государственного деятеля Санжарбека Асфандиёрова (1889-1938).

ЛИТЕРАТУРА

[1]Ражабов Қ., Ҳайдаров М. Лапин Шерали // Ўзбекистон миллий энциклопедияси. Том С. - Тошкент: “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти, 2003. - Б. 227.