После обретения Узбекистаном независимости были осуществлены и осуществляются коренные реформы во всех сферах жизни республики. Самоопределение узбекским народом своей судьбы, требует научного изучения опыта национального государственного строительства, обобщения опыта на пути обновления и развития Узбекистана, глубокого понимания процессов, связанных с национальным возрождением.
Сегодня особое значение имеет история борьбы за Туркестанскую автономию, ставшую первым опытом становления национально-демократической государственности в нашей стране. Эта история, привлекшая внимание научной общественности, теперь представляет не только научный, но практический и даже политический интерес. Ведь в его освещении по-новому оцениваются события тех лет, раскрывается деятельность туркестанских политиков, общественных деятелей и мыслителей в борьбе за свободу и независимость.
В начале XX века джадиды, которые были идеологами автономистского движения, распространившись в Туркестане как культурно-просветительское движение, а позднее как политическое движение заявили, что их целью является построение светского демократического государства. Для этого джадиды были полны решимости реформировать экономическую и политическую систему государства и развивать образование и науку. Но, выбрав этот путь, они не хотели отказываться от национальных и духовных богатств, а хотели избавиться от старых взглядов, устоявшихся до сих пор в сознании народа, добиваясь на их основе постепенных изменений. Потому что они препятствовали развитию государства и роста сознания народа.
В феврале 1917 года борьба против царского правительства в России достигла такого размаха, что система абсолютной монархии рухнула. Было свергнуто правление династии Романовых, правившей Российской империей три столетия без перерыва. 27 февраля 1917 года в Петрограде был создан Совет рабочих и солдатских депутатов. После этого в крупных городах России стала устанавливаться Советская власть.
Период после государственного переворота стал важным этапом политического пробуждения народа Туркестана, организации политических сил, опиравшихся на демократические силы, развивавшиеся в бывшей Российской империи, на пути к свободе от колониальной тирании на основе национально-территориальной автономии в рамках демократической России и установления собственной государственности на основе широкого суверенитета, начали открыто бороться со своей программной деятельностью. Для этого сторонники автономии разъяснили народу идею о том, что узбеки, казахи, таджики, татары, туркмены и кыргызы должны работать вместе.
В 1917 году самой популярной фразой стало понятие «автономия», означающее слово «muxtoriyat», связанное с идеей «самоопределения». В тот исторический период джадиды предвидели, как трудно будет отделиться от России и развиваться самостоятельно, и что Туркестан попадет в тяжелое положение. Потому что Туркестан был во всех отношениях экономически связан с Российской империей. Поэтому джадиды определили программу независимого развития в единых экономических рамках с вновь созданной Российской Федеративной Демократической Республикой (РФДР). Они были за предоставление Туркестану национально-территориальной автономии, т. е. «muxtoriyat».
Понимая, что настало время борьбы не на жизнь, а на смерть за свободу и автономию, прогрессисты стали резко и беспощадно критиковать колониализм. Отказавшись от идей конституционного строя, монархии стали требовать предоставления Туркестану национально-территориальной автономной республики, т. е. автономии в составе Российской Демократической Федеративной Республики.
В программных документах автономистов основное внимание уделялось разработке путей реализации принципов национально-территориальной автономии. В частности, на повестку дня были поставлены необходимые задачи и вопросы, такие как организация высшей власти, управления страной и создание национальных судов, создание государственных систем.
В Туркестане республиканский метод управления был признан приемлемым. Создание демократического общества предусматривалось как наиболее желательное и приемлемое, и необходимо было конституционно защитить демократические права и свободы в таком обществе.
Другой несравненной заслугой джадидов в те годы стала пропаганда идеи равенства всех туркестанских народов и народностей перед законом, согласно которой граждане Туркестана должны были иметь равные права во всех экономических, социально-политических, правовых и культурных аспектах общественной жизни.
Туркестанские джадиды претворяли в жизнь свои идеи о государственной независимости и видели свое решение в неразрывной связи с Учредительным собранием, которое должно было быть созвано в России на демократических началах, по согласованию с различными социальными силами страны. Джадиды много пытались чтобы получить место в Учредительном собрании, и в процессе это даже привело к созданию общественно-политических организаций под названием «Шурои Исламия», «Уламо Жамияти» и «Тюрк Адами Марказияти Фиркаси», состоящих из прогрессистов.
25 октября 1917 года большевики, опираясь на силу оружия, свергли Временное правительство в Петрограде и насильственным путем захватили власть. Отголоски событий, происходивших в центре России, вскоре дошли и до Туркестана.
28 октября в новом городе Ташкент европейские рабочие и солдаты по приглашению большевиков начали вооруженные столкновения. 1 ноября 1917 года были заключены в тюрьму члены Туркестанского комитета Временного правительства. Советская власть была установлена в Ташкенте путем насилия.
15 ноября 1917 года, накануне открытия III съезда рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Туркестанской области, стало ясно, что он полностью взял на себя право установления власти в стране. После того как большевики, эсеры и социал-демократы-меньшевики завершили жаркую дискуссию о принципах организации власти, слово было предоставлено Шерали Лапину. В своем выступлении он ознакомил участников заседания с решением о создании областного правительства, принятым III съездом мусульман Туркестана. Он сказал, что «мусульмане могли бы потребовать всю власть, но они уступили место иностранным элементам и позволили своим представителям прийти к власти», и предупредил, что мусульмане категорически против правления только одной революционной демократии в стране.
Тем не менее, в Протоколе, одобренном 3-м съездом рабочих, солдатских и крестианских депутатов региона, было объявлено, что высшим органом власти в стране является «Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов края, ныне известный как Совет Народных Комиссаров Туркестанского края», а в ее формировании будут участвовать только представители левых социалистических партий осуществившие октябрьский переворот. Съезд делает четкое заявление об участии местного населения в органе управления страной: «В настоящий момент нецелесообразно включать мусульман в высшую организацию революционной власти страны. Потому что отношение местного населения к власти солдатских, рабочих и христианских советов неопределенное, а также среди местного населения нет классовых пролетарских организаций».
Таким образом, избранное Съездом правительство то есть Совет Народных Комиссаров не имело ни одного представителя местного населения страны. Поэтому председателем Совета Народных Комиссаров стал Федор Колесов.
Большевики нарушили право наций на самоопределение, созвав III Краевой Съезд Советов и приняв решения о принципах организации власти и формирования органов управления в стране. Большевики с самого начала показали, что являются продолжателями империалистической, шовинистической, колониальной политики царизма по отношению к местному населению.
Как только власть в Туркестане перешла в руки большевиков, все ветви Временного правительства в стране были упразднены, а на их месте в первую очередь были установлены пенитенциарные власти и советская система управления. В ноябре 1917 года Туркестанская коммунистическая партия приняла решение о создании в стране частей Красной гвардии. Эти части приняли активное участие в подавлении первых сознательных выступлений против советской власти и большевиков.
Однако национально-патриотические силы Туркестана в столь ответственный для судеб страны момент заняли твердую политическую позицию, направленную на реализацию права народа на самоопределение и создание собственной государственности. Национал-демократы проявили свою позицию сразу после Октябрьской революции 1917 года.
События, произошедшие в Ташкенте и Коканде в октябре-ноябре 1917 года, вызвали активное усиление общественно-политических движений в Туркестане.
В знак отказа от сотрудничества с большевиками члены центральной организации «Шурои Исламия» во главе с лидерами национальной демократии покинули Ташкент и перебрались в Коканд. 26-28 ноября 1917 года они здесь провели IV чрезвычайный съезд мусульман Туркестана. На этом заседании предполагалось решить вопрос об образовании государства в Туркестане.
По просьбе демократической мусульманской интеллигенции в съезде на равных правах приняли участие и представители европейской части населения Туркестана. В отличие от шовинистических решений III Всероссийского съезда Советов, Мусульманский съезд на всех этапах своей работы основывался на принципе истинного интернационализма, учета интересов многоэтнического, в том числе европейского, населения страны.
Такой гуманитарный подход проявился с открытием IV Всетуркестанского мусульманского конгресса. Например, Махмудходжа Бехбуди в своем выступлении о правовой основе съезда подчеркнул, что «решения съезда более престижны, поскольку на съезде участвуют представители европейского населения Туркестана».
Основным решением деятельности съезда стало создание Туркестанской автономии под названием Туркестон Мухторияти. Туркестанская автономия стала первым практическим опытом установления национально-демократической государственности на территории страны.
В течение трех дней участники съезда определяли свои взгляды на будущее политического устройства Туркестана, которые нашли отражение в принятых на съезде документах. В частности, 27 ноября 2017 года была принята следующая Декларация: «Да здравствует Туркестанская автономия! Четвертый внеочередной съезд мусульман Туркестана объявляет Туркестанскую территориальную автономию, то есть yerlik muxtoriyat.
Решить, как будет создаваться эта автономия, было поручено Учредительному собранию всех народов Туркестана, которое будет созвано в ближайшее время.
Также сьезд торжественно заявляет, что права народов, составивших меньшинство на Туркестанской земле будут защищены во всех отношениях» (газета «Улуг Туркестан», 8 декабря 1917 г.).
Тем самым съезд выражает стремление народов, проживающих в Туркестане, самим определять свою судьбу, возвещенную Великой русской революцией, объявляет Туркестан территориально автономным и одновременно передает формы автономии Учредительному собранию.
Таким образом, автономная республика, созданная 27 ноября 1917 года, получила название «Туркестон Мухторияти». Состав правительства должен был сформирован следующим образом: до созыва Учредительного собрания власть должна была быть полностью сосредоточена в руках Туркестанского Временного совета и Народного (Национального) Меджлиса Туркестана. Правительство в составе 12 человек должно было быть сформировано из членов Временного совета.
Во Временное правительство Туркестанской автономии вошли активные участники автономистского движения. Членами правительства стали:
Мухаммаджон Тынышбаев – Премьер-министр, министр внутренних дел, депутат Государственной Думы 2-го созыва, член Туркестанского комитета Временного правительства, инженер-дорожник.
Ислам Султан Шоахмедов – заместитель премьер-министра, член ЦК Всероссийского совета мусульман, юрист,
Мустафа Чокай – министр иностранных дел, председатель Центрального совета мусульман Туркестана, юрист.
Убайдулла Ходжаев – военный министр, член ЦК Всероссийского совета мусульман, юрист.
Хидоятбек Юралы Агаев – министр земельных и водных ресурсов, агроном.
Обиджон Махмудов – министр продовольствия, заместитель председателя Кокандской городской думы, эксперт горнодобывающей отрасли.
Абдурахмонбек Уразаев – заместитель министра внутренних дел, юрист.
Соломон Абрамович Герцфельд — министр финансов, юрист.
Было решено, что в правительство войдут еще 4 человека после выдвижения кандидатов из числа представителей европейского населения.
Через некоторое время по ряду причин Мустафа Чокай занял пост премьер-министра Туркестанского автономного правительства.
Из 54 мест, отведенных Народному (Национальному) собранию Туркестана, 4 представителя местных администраций городов и 18 мест были отведены представителям различных европейских организаций в стране. Таким образом, треть мест досталась представителям европейского населения, составившим 7% от общей численности населения страны.
Провозглашение съездом Туркестанской автономии и образование государственных структур было важнейшим событием. Создание Всемусульманским советом Туркестанской автономии вызвало большой резонанс по всей стране. В начале декабря 1917 года в городах Ташкенте, Намангане, Джелалабаде, Коканде, Самарканде и других областях тысячи и тысячи местных жителей организовали митинги и демонстрации с энтузиазмом поддерживая автономию, по этому поводу принимались специальные решения.
1 декабря 1917 года в Наманганской области прошла демонстрация с участием около 10 тысяч человек. Протестующие размахивали транспарантами с надписью «Да здравствует независимый Туркестан и его правительство!».
6 декабря в деревне Ханабад Джалал-Абадской волости состоялся митинг в связи с созданием автономии. 7 декабря на совместном собрании представителей 42 общественных организаций города Коканд были адресованы искренние поздравления многомиллионному народу Туркестана. На состоявшемся в Самарканде съезде областного совета было решено поддержать Туркестанскую автономию, в Народное Собрание были избраны 5 новых представителей. В Каспиёртском районе также был созван съезд и принято решение поддержать Туркестанскую автономию.
С восторгом поздравляя с установлением национальной государственности, известные просветители, религиозные, общественные и политические деятели одна за другой выступали в печати и поздравляли автономию. Среди них были Махмудходжа Бехбуди, Мирмухсин Шермухаммад угли, Абдулхамид Чолпон, Хамза Хакимзада Ниязи, Кабир Бакиров, Ислам Шоахмедов, Абдурауф Фитрат и другие.
Вдохновленные восторженной поддержкой народа, представители правительства Туркестанской Автономной Республики приступили к интенсивной работе. С первых дней были обнародованы законы, одобренные Народным Собранием, а новое правительство привлекло известных юристов для подготовки Конституции правительства. Несколько правительственных газет начали выходить на узбекском, казахском и русском языках. Правительство также уделило особое внимание формированию национальной армии. Во время смотрового парада с участием министра обороны Убайдуллы Ходжаева число военнослужащих достигло 2000 человек.
6 декабря 1917 года около 60 тысяч человек приняли участие в демонстрации, состоявшейся в мечети Джами в городе Ташкент. Как сообщает газета "Улуг Туркестан", "Внутри и на крышах мечети было полно людей". Демонстрацию возглавил Саидгани Махдум. Его заместителями были Мунаввар Кори и Шерали Лапин. Собравшийся народ единогласно одобрил автономию и решил, что впредь не будет признавать никакого правительства, кроме Временного правительства Туркестанской автономии. Тогда участники демонстрации поклялись оставаться верными Народному собранию.
Трагические события 13 декабря 1917 года стали переломным моментом в борьбе туркестанского народа под лозунгом «За независимый Туркестан». В этот день после Октябрьской революции впервые на территории Туркестана пролилась народная кровь. Временное правительство Туркестанской Автономной Республики объявило 13 декабря, совпавшее с праздником Мавлюди-шариф то есть празднованием мусульманами дня рождения Пророка Мухаммада, «днем сбора денег в национальный фонд Туркестанской Автономной Республики» и заявило, что эти деньги послужат укреплению свободы и независимости. Однако советское правительство Туркестана и его местные власти не дали событиям развиваться таким образом и приняли все возможные меры для уничтожения Туркестон Мухторияти и ее сторонников.
Насильственный разгон крупного митинга в поддержку Мухторията в Ташкенте и гибель множества жертв под грохот винтовок и пулеметов, выпущенных советскими вооруженными силами, - это было первое покушение на Туркестанскую автономию.
Несмотря на это, поддержка Туркестанского автономного правительства продолжалась. В частности, главным вопросом I чрезвычайного съезда мусульманских рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, состоявшегося в Коканде 26-30 декабря 1917 года, было отношение к Туркестанской автономии. 30 декабря этот съезд, на котором присутствовало около 200 представителей со всего Туркестана, принял декларацию о поддержке Туркестанского автономного правительства, а также выразил недоверие Совету Народных Комиссаров Туркестана. В нем заявлялось что «Съезд мусульманских рабочих, крестьян и солдат просит Туркестанский Совнарком немедленно передать власть Туркестанскому автономному правительству и Национальному собранию».
Однако большевики страны считали Туркестанское автономное правительство большой угрозой. 19-26 января 1918 года в Ташкенте на чрезвычайном 4- съезде рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Туркестанской области была выражена совершенно негативная реакция на автономию. Было принято решение заключить в тюрьму членов Туркестанского автономного правительства. В этом постановлении законное правительство Туркестана лицемерно было названо «шайкой негодяев». Таким образом большевики вынесли жестокий приговор Туркестанской автономии, первому демократическому и народническому правительству в стране, выступившему защитником интересов коренного населения.
30 января (12 февраля по новому стилю) 1918 года Туркестанский Совет Народных Комиссаров (ТСНК) начал военные действия по ликвидации Автономного правительства. Для этой цели туркестанские большевики использовали не только красноармейцев, но и вооруженные отряды армянской партии «Дашнакцутюн» («Союз»).
Бои начались во второй половине дня 31 января (13 февраля) и продолжались несколько дней. Попытки переговоров с целью предотвратить кровопролитие не увенчались успехом.
В ночь с 18 на 19 февраля из Ташкента в Коканд начали прибывать 11 эшелонов пехотных, кавалерийских и артиллерийских частей во главе с военным комиссаром Туркестанской области Е. Л. Перфильевым. Советские войска окружили Коканд с трёх сторон. Артиллерийские орудия были приведены в полный боевой режим.
19 февраля Е. Перфильев приказал всем 12 пушкам открыть огонь по жителям Кокана, в том числе зажигательными снарядами. Облава на мирных жителей разрушила город с 13:00 до вечера. Но, несмотря на это, автономисты не сдавались и мужественно защищали каждое здание, каждый магазин, каждый караван-сарай.
19 февраля 1918 года в результате кровавого нападения большевиков было свергнуто Туркестанское автономное правительство, действовавшее в городе Коканде. По некоторым данным, в результате жестоких боев и грабежей погибло более 10 тысяч человек.
После трагических событий февраля 1918 года в Коканде борьба за свободу и независимость стала принимать форму открытого вооруженного сопротивления. И когда коренное население Туркестана и его политические лидеры ясно увидели большевиков в деятельности государственных структур по внедрению чуждой национальному менталитету государственности, то пришли к выводу, что возможность решить национальный вопрос мирным путем закончилась, только силой оружия можно будет осуществить вековую мечту о свободе и независимости.
Это заложило основу массового национально-освободительного движения и движения за независимость против Советской власти в Туркестане.