Электронная платформа по истории Туркестанской Автономии

МУСТАФА ЧОКАЙ

Мустафа Чокай – известный государственный и общественный деятель, последовательный борец за независимость туркестанского народа[1].

Он родился 25 декабря 1890 года в хуторе Авлиётарангил, по некоторым данным в селе Наршок Перовского уезда Жопека Сырдарьинской области[2]. Его отец, Чокайбей Торгай, сын Додхоха, был главой волости, одним из дворян кипчакского рода казахов, а предки его матери вели свое происхождение от хивинских ханов. В своей биографии Мустафа Чокай считал себя кипчаком[3].

Получив начальное образование в Акмечете, в 1902-1910 годы Мустафа Чокай учился в мужской гимназии в Ташкенте. В 1914 году окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1916-1917 годах Мустафа Чокай работал секретарем и переводчиком в мусульманской фракции IV Государственной думы России. После жестокого подавления восстания в Туркестане в 1916 году в составе специальной комиссии Государственной думы во главе с Александром Керенским в августе того же года он увидел руины разрушенных городов Туркестана, в том числе Джизака.

В апреле 1917 года Мустафа Чокай вернулся из Петрограда в Ташкент и оказался в центре политических процессов в Туркестане. Весной 1917 года он начал издавать в Ташкенте газеты «Бирлик туги» и «Свободный Туркестан». 16-23 апреля 1917 года на I Всетуркестанском съезде, состоявшемся в Ташкенте, был создан Центральный Совет мусульман Туркестана [Краймуссовет], то есть Национальный центр, под председательством Мустафы Чокая. Он активно участвовал в I Всекиргизском [Всеказахском] съезде, проходившем в Оренбурге 21-28 июля 1917 года. С августа 1917 года стал членом Туркестанского комитета Временного правительства. После насильственного захвата власти большевиками в Ташкенте Национальный центр во главе с Мустафой Чокаем в начале ноября переехал в Коканд[4].

26-28 ноября 1917 года в городе Коканд состоялся IV чрезвычайный Всетуркестанский съезд мусульман. Этот съезд открыл председатель Краевого мусульманского совета (Краймуссовет) Мустафа Чокай. Он также был избран членом комитета съезда. В течение трех дней участники съезда определяли свои взгляды на будущее политическое устройство Туркестана. Вместе с Мустафой Чокаем важную роль в разработке решений съезда сыграли Мухамаджон Тынышбаев, Ислам Султан Шоахмедов, Убайдулла Ходжаев, Обиджон Махмудов, Махмудходжа Бехбуди и другие.

Правительство Туркестанской автономии первоначально было сформировано из 8 человек. Мухаммаджон Тынышбаев занял пост премьер-министра и министра внутренних дел. Мустафа Чокай был избран на должность министра иностранных дел. Убайдулла Ходжаев был назначен военным министром, а Обиджон Махмудов - министром продовольствия. В числе большинства Мустафа Чокай был включен в состав избранного на съезде Туркестанского Национального Собрания.

С 12 декабря 1917 года Мустафа Чокай стал премьер-министром Туркестанского автономного правительства так как М. Тынышбаев выехал из Кокана в Оренбург для непосредственного участия в деятельности автономного правительства Алаш-Орды. В это же самое время Мустафа Чокай находился в Оренбурге. Он также был избран министром иностранных дел правительства Алаш-Орды, созданного на II съезде общекиргизских [общеказахских] представителей в проведенном 5-13 декабря 1917 года.

Здесь необходимо упомянуть об отношении Мустафы Чокая к автономному правительству и руководству Алаш Орды. Воспитанный с юности на идеях тюркизма, Мустафа Чокай был сторонником создания единого и неделимого Туркестана. Он сообщает членам партии «Алаш», которые являются соотечественниками-казахами, что нет необходимости формировать отдельное автономное правительство, они могут войти в новообразованное Туркестанское автономное правительство как отдельный регион. В будущем можно было бы создать независимое государство Туркестан (а не Узбекистан или Казахстан!), включив в эту автономию территории Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Однако такие геополитические взгляды национальных лидеров, как Мустафа Чокай, Махмудходжа Бехбуди, Мунаввар кори, Убайдулла Ходжаев, Файзулла Ходжаев, казахам не нравились. Именно поэтому Мустафа Чокай, будучи членом правительства Алаш Орды и казахом, впоследствии после трагедий в Коканде полноправно не работает в правительстве Алаш Орды и не вступает на контакты с алашординцами обосновавшимися в Оренбурге.

Когда автономное правительство было упразднено большевистскими вооруженными силами, он покинул Коканд в конце февраля 1918 года и в марте тайно приехал в Ташкент, где прожил 2 месяца. 16 апреля 1918 года он женился в мечети Ташкента на своей старой знакомой, актрисе Марии Яковлевне Гориной (1888-1969). Молодая семья выехала из Ташкента в Москву поездом 1 мая 1918 года. Однако из-за боевых действий на Волге поезд доходит только до Актюбинска. 8 июня 1918 года в Самаре был сформирован Комитет членов Учредительного собрания (Комуч) правительства против большевиков. В июле лидеры Алаш-Орды Алихан Букейханов и Мустафа Чокай прибыли в Самару и заключили с правительством Комуча военно-политический союз против большевиков. В это время Мустафа Чокай работал в Самаре, Уфе и Омске. 18 ноября 1918 года Мустафа Чокай, находившийся в заключении вместе со своими товарищами, бежал из тюрьмы в Челябинске вместе с туркестанцем Вадимом Чайкиным и татарином Ильясом Алкиным. 1 декабря 1918 года в Караван-сарае Оренбурга, где находилась резиденция башкирского правительства произошла встреча его с председателем Башкирского правительства Ахмадом Заки Валиди. Мустафа Чокай некоторое время работал в правительстве Комуча.

В феврале 1919 года Мустафа Чокай обратился к европейским странам со специальным меморандумом, призывая их поддержать борьбу за независимость Туркестана против большевиков и свержение советской власти[5].

Весной 1919 года Мустафа Чокай через казахские степи и Каспийское море отправился в Баку, а затем в Тбилиси. Жил в Тбилиси 2 года. Здесь он основал газеты «Ени Дунья» и «Шафак» для мусульман и редактировал журнал «На рубеже». После того как Красная Армия захватила Тбилиси, в феврале 1921 года Мустафа Чокай был вынужден эмигрировать и прибыл в Стамбул. Мустафа Чокай и его жена приехали в Париж летом 1921 года. Мустафа Чокай 20 лет прожил в изгнании, принимал участие в различных международных конференциях и регулярно выступал в прессе с острыми публицистическими статьями на английском, французском, польском, русском и турецком языках. В Париже его книги «Советы в Средней Азии» (1928) и «Туркестан под Советской властью» (1935) были изданы на русском языке, а «Фрагменты воспоминаний о 1917 годе» в1937 году на узбекском языке в Париже и в Берлине. [6]

В 1929 году Мустафа Чокай стал председателем Центрального Комитета Национального Единства Туркестана. В 1929-1939 годах редактировал журнал «Яш Туркестан». Журнал готовился в Париже и издавался в Берлине (вышло 117 номеров).

19 февраля 1930 года Мустафа Чокай в статье «О басмачестве» писал: «Туркестан — единственная часть Советского Союза, где повстанцы не прекратили до сих пор своей деятельности. Для этого есть две причины. Прежде всего, силой национального чувства, которое привело страну к борьбе за избавление от тирании Москвы. В этом причина всей ситуации. Во-вторых, есть локальная причина. Это особая советская национальная политика, уникальная только для Туркестана...

Народ Туркестана находится в состоянии непрерывной (перманентной) борьбы против Советской власти. Нас не удивляет возрождение басмачества в духе «перманентной борьбы» с Советской властью. Печать — тень советского господства в Туркестане.

Тот факт, что печать происходила в Фергане, ясно показывает, что такая ситуация вскоре приведет к началу мятежа против хлопковой политики московского правительства» [7].

22 июня 1941 года, когда Германия напала на СССР, нацисты арестовали Мустафу Чокая, жившего в городке Ножан под Парижем, и он содержался в плену в военном лагере Компьен до 13 июля[8]. Затем с 15 июля по 26 августа Мустафа Чокай находился в Берлине. В сентябре-декабре 1941 года он находился в концлагерях Сувалки, Вустрау и Ченстохова, где содержались советские военнопленные, и искал пути спасения пленных туркестанцев. Мустафа Чокай и узбек Вали Каюмхан (1904-1993) из Ташкента планировали сформировать Туркестанский легион из захваченных туркестанцев. Однако Мустафа Чокай заразился инфекционным заболеванием в концентрационных лагерях и умер от брюшного тифа в больнице «Виктория» в Берлине 27 декабря 1941 года. Похоронен 2 января 1942 года на турецком мусульманском кладбище Темпельхоф в Берлине[9].

Мустафа Чокай написал множество статей и книг по истории Туркестана ХХ века на русском, узбекском, казахском, турецком, французском, английском, немецком и польском языках. Большую известность получила книга «Фрагменты памяти 1917 года» изданная в Берлине в 1937 году на узбекском языке. Данная работа издана отдельной книгой на турецком (Анкара, 1988), русском (Германия, 1989; Токио-Москва, 2001), узбекском (Ташкент, 1992) языках. Его двухтомная книга «Избранные произведения» (Алматы, 1998-1999 гг.) издана на казахском и частично на русском языках.

После распада СССР произведения Мустафы Чокай издавались в Казахстане и Узбекистане. 12-томный сборник сочинений Мустафы Чокай был издан в Алмате в 2012-2014 годах под руководством известного историка и учёного профессора Кушима Есмагамбетова (1938-2016) [10]. В Казахстане о Мустафе Чокай созданы художественные произведения, сняты фильмы, в его память установлено множество памятников. Здесь регулярно проводятся международные конференции, посвященные Мустафе Чокай.

Таким образом, жизнь и деятельность Мустафы Чокай, знаменитого сына тюркских народов, известного государственного и политического деятеля, является ярким примером для всех тюркских народов, живущих в XXI веке, особенно казахов и узбеков. Несмотря на то, что он посвятил свою жизнь борьбе за единство и независимость Туркестана, он работал в сложной и противоречивой обстановке, как в Российской империи, так и в Советском государстве, в изгнании в Европе, и под властью нацистов в Германии. 11].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ражабов Қ. Туркистон Мухторияти вазирлари ҳамда миллий мажлис аъзолари ҳаёти ва тақдири. – Тошкент: “Бодомзор Инвест”, 2021. – Б. 23-29.

[2] Садикова Б. Мустафа Чокай. –Алмати: “Алаш”, 2004. –С. 231.

[3] Мустафа Шокай.

[4] Ражабов Қ. Туркистон Мухторияти вазирлари ҳамда миллий мажлис аъзолари ҳаёти ва тақдири. – Тошкент: “Бодомзор Инвест”, 2021. – Б. 23-29.

[5] Ражабов Қ. Мустафо Чўқай //Ўзбекистон миллий энциклопедияси. Т. 6. –Тошкент: “Ўзбекистон миллий эниклопедияси” Давлат илмий нашриёти, 2003. –Б. 157.

[6] Қаранг: Мустафо Чўқай ўғли. Истиқлол жаллодлари (1917-йил хотиралари). Сўзбоши муаллифи Б. Қосимов. –Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги Нашриёт-матбаа бирлашмаси, 1992. – 80 бет; Мустафа Чокаев. Отрывки из воспоминаний в 1917 г. Составление, предисловие, примечания С.М. Исхакова. –Токио-Москва, 2001. – 54 стр.

[7] Мустафа Шокай.

[8] Мария Чокай. Я пишу Вам из Ножана... (Воспоминания, писма, документы). –Алмати: “Кайнар”, 2001. –С. 165.

[9] Садикова Б. История Туркестанского легиона в документах. –Алмати: “Кайнар”, 2002. – 248 стр.; Он же. Мустафа Чокай в эмиграции. –Алматы: “Мектеп”, 2009. – 248 стр.

[10] Мустафа Шоқай. Шиғирмаларинин толиқ жинағи. Он еки томдиқ. Том И – ХИИ. Курастирғон алғи соз бен тусинидирмелерди жазған К.Есмағамбетов. –Алмати: “Дайк-Пресс”, 2012 – 2014.

[11] Ражабов Қ. Туркистон Мухторияти вазирлари ҳамда миллий мажлис аъзолари ҳаёти ва тақдири. – Тошкент: “Бодомзор Инвест”, 2021. – Б. 23-29.